Часть первая:

01

Краткий обзор храмового строительства в Самарканде и возведение Собора во имя святителя Алексия Московского

15 октября 2016 года исполняется 100 лет со дня, когда в Самарканде произошло знаменательное событие, а именно, состоялось освящение военного собора во имя святителя Алексия Московского чудотворца.

Изначально этот величественный храм задумывался как главный военный собор города, с целью проведения в нём всех главных церковных праздников и Царских дней с парадами войск всего Самаркандского гарнизона.  Ещё до освящения  свято-Алексиевский собор был принят с Высочайшего соизволения под высокое покровительство Наследника царского престола – ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ НИКОЛАЕВИЧА РОМАНОВА (РГИА ф.№ 806, оп. 5, дело 9886, л. 5.). Но, многое из того что в те годы задумывалось и планировалось, не сбылось. Сначала война 1914 года, а затем и революция 1917 совершенно изменили ход событий.

Что это было за  время? Теперь мы можем только догадываться об этом по сохранившимся историческим сведениям и мемуарам. К тому дню, когда собор был освящён, вот уже два года как Российская Империя была в состоянии войны, и по этой причине весь строевой контингент войск самаркандского гарнизона отсутствовал, кроме этого в 1916 году в Туркестане вспыхнуло восстание местных жителей. Империя была на грани распада. В умах и душах многих людей того времени царил разброд. Свято-Алексиевский собор оказался последней постройкой в ряду православных храмов царского времени возведённых в Туркестане. Попытаемся восстановить историю тех дней от начала.

фон

2 мая 1868 года Российские войска завладели городом Самаркандом,и гарнизон первым делом разместился на территории старой городской цитадели.В штурме города участвовал молодой и никому тогда ещё не известный двадцатилетний подпоручик — Алексей Николаевич Куропаткин. С того памятного дня началась карьера военного, потомственного дворянина, и православного христианина. Далее, судьба этого незаурядного человека окажется надолго связанной с Туркестаном. Несмотря на скудные средства и отсутствие опыта строительства, в этом же году в центре цитадели возводится первый православный храм во имя св. вмч. Георгия Победоносца. Выстроенный храм стал духовно образующим центром цитадели. По воспоминаниям очевидцев здание церкви было единственной постройкой украшенной снаружи и изящно отделанной изнутри.Но эта постройка оказалась недолговечной и к 1879 году начала разрушаться. Практически все русские поселения в дореволюционных городах Туркестана появлялись на местах военных укреплений, крепостей или цитаделей, и приходы в них первоначально были военными.

01

Тогда, по существующему порядку, во всех Туркестанских стрелковых бригадах и Закаспийских стрелковых батальонах существовали свои походные церкви. Эти церкви, сопровождавшие полки, в военное время были громоздкими и маловместительными. Они перевозились в составе обозов и были очень неудобны, как для совершения богослужений, так и для военных действий, требующих оперативности. Позже, в местах постоянного квартирования воинских частей, решено было возводить гарнизонные или полковые церкви. По Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета от 4 мая 1871 года и указу Святейшего Синода была учреждена Туркестанская епархия. После этого в 70 — 80-е годы 19 века — в Туркестанском крае разворачивается активная деятельность по строительству новых храмов.В 1880 году Самаркандским архитектором Лемке В.А. была составлена смета и проект нового храма, во имя св. Георгия Победоносца. По этому проекту в 1882 году на площади, напротив Военного собрания, в течение 10 месяцев выстроили новую,красивую церковь. За десятилетие, с 1890 по 1899 годы, в Самарканде, по ходатайству генерал-губернатора графа Ростовцова Н.Я., были построены ещё две военные церкви. На привокзальном участке во имя свт. Николая Чудотворца и в военном лагере, при 2-ом Уральском казачьем полке во имя свт. Благов. Кн. Александра Невского. Первая из них была выстроена попечением железнодорожного ведомства, а вторая выстроена военно-инженерным ведомством. В 1888 году впервые возникает вопрос о строительстве в Самарканде главного собора на 1500 душ.Городские власти планировали построить Софийский храм, превосходящий своими размерами и высотой все, уже существующие в городе, архитектурные сооружения. У этого собора должно было быть два придела, один во имя Георгия Победоносца, а другой во имя святителя Николая Чудотворца. И тогда, в 1890 году из г. Одессы был прислан план собора, составленный академиком архитектуры С. Толвинским. В 1899 году был представлен ещё один проект собора, составленный тоже академиком архитектуры А.И. фон Гогеном. Интересно, что в его проекте были использованы мотивы архитектуры среднеазиатского средневекового города. Ещё была новаторская для того времени идея — выстроить этот собор из бетона.Очень долго специалисты не могли определиться с местом под постройку такого большого сооружения, изыскания и пробы производились в разных местах города. В итоге место для собора было выбрано на возвышенности в Ивановском парке.Для осуществления этой идеи был создан специальный комитет, были собраны огромные деньги (250.000 рублей) и закуплены стройматериалы. В сентябре 1912 года Самарканд посетил Архиепископ Иннокентий (Пустынский) и осуществил чин закладки этого собора. Но, в итоге, всем этим планам не суждено было осуществиться.

02

Время шло, и в городе стали появляться новые православные храмы. В 1903 году на территории Самаркандского гарнизона, в здании казармы 12-го Туркестанского стрелкового полка, устраивается полковая церковь в честь праздника«Вознесения Господня». Начинают появляться и не военные храмы. В 1904 году состоялось освящение церкви во имя  Священномученика Анфима Епископа Никомидийского в здании новой женской гимназии, построенной на Абрамовском бульваре. А в 1905 году завершилась постройка церкви-школы «Покрова Божией Матери». Но, несмотря на это, священство в своих отчётах постоянно сообщает о том, что храмы переполнены и в них не хватает места, для всех молящихся.Острая нехватка ощущалась не только в храмах, но и в священниках. В 1900 году, при военной церкви во имя Георгия Победоносца, на 1500 воинских чинов и 3000 душ православных обывателей – состоял всего один священник. А на всей территории Туркестанской епархии их было чуть более 50. Расположение большого контингента Российских войск, преимущественно на окраинах Империи, с давних пор побуждало высшее военное начальство принимать меры по постройке военных церквей, для поднятия религиозно-нравственного уровня воспитания в войсках.Общую оценку состояния военных церквей, данную священнослужителями Военного ведомства, вполне разделял военный министр Российской империи – генерал-адъютант А.Н. Куропаткин. Этот незаурядный человек провёл целый ряд реформ в русской армии, проявляя заботу как по отношению к солдатам, так и к офицерам. Он прекрасно понимал, что православие является основой основ в нелёгкой жизни солдата.И в частности, для решения этой проблемы в Туркестане, им былосделано немало. Он хорошо знали любил этот край. Его попечениями в Туркестане было построено много православных храмов, кроме этого он жертвовал свои личные средства на их благоукрашение.В 1900 году, Военный Министр Российской Империи- А.Н. Куропаткин составил на Высочайшее имя доклад, с предложениями по улучшению быта нижних чинов, в котором он писал, что в настоящее время: «представляется необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях войск, в которых по штату положены священники, и для расширения существующих войсковых храмов, для чего необходимо разработать тип военной церкви, хотя бы барачной системы, но поместительной и недорогой, чтобы изысканием для постройки церквей средств не пришлось откладывать удовлетворение этой насущной нужды»…. Мысли, изложенные в этом докладе, нашли одобрение и поддержку в лице Государя. На этом подлинном докладе собственною Его Императорского Величества рукою было написано: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что Я считаю делом в высокой степени важным. 23 января 1900 года». Этой резолюции Государя было достаточно.После этого, по Высочайшему повелению от 23 января 1900 года при Главном Штабе была учреждена особая комиссия под председательством члена Военного Совета, генерала-от инфантерии графа Татищева, при участии Протопресвитера военного и морского духовенства и представителей от Главного Штаба, Главного Инженерного Управления и Высочайше учрежденной при Военном Совете комиссии по постройке казарм и других лиц, для обсуждения вопросов, касающихся удовлетворения религиозных нужд войск и для поднятия их религиозно-нравственного воспитания. Комиссия быстро закончила разработку этих вопросов, причём выработала особый тип образцовой военной церкви, образцовой не по роскоши и убранству, а по вместительности и экономичности сооружения.
Этот архитектурный проект был разработан военным инженером Фёдором Михайловичем Вержбицким, окончившим Петербургское Строительное училище в 1871 году. Он был специалистом по железнодорожному и казарменному строительству, а так же был членом Комиссии по устройству казарм при Военном Совете Военного министерства России. Его проект нового образцового храма был повергнут на рассмотрение Государя Императора, и удостоился Высочайшего одобрения и премии в 500 руб.

03

Ф.М. Вержбицкий решил поставленную перед ним задачу, заключавшуюся в том, чтобы создать помещение максимально вместительным при наименьших затратах средств. Созданный им тип церкви продолжал направление в церковном строительстве, начатое в первой половине 19 века великим русским архитектором Константином Андреевичем Тоном – автором проекта храма Христа Спасителя в Москве.Проект Ф.М. Вержбицкого отвечал прогрессивным тенденциям в строительстве 20-го века: при минимуме средств достигать максимальной выразительности и эффектности; творчески сочетая в себе традиции русского храмового зодчества с новейшим развитием строительного дела.Несмотря на нехватку государственных средств на различные бюджетные нужды,, военное министерство исправно финансировалось на церковное строительство. С 1 декабря 1901 года было объявлено Высочайшее повеление о строительстве военных храмов по утвержденному образцу. Приказ по Военному ведомству 1901 года № 37 предписывал планировать вместимость храмов из расчёта; для полковых церквей на 900 человек, а для батальонных — на 400. Здание церкви обязательно должно было быть отдельным. Военное ведомство стремилось финансировать строительство военных храмов, прежде всего на дальних рубежах Империи, и в частности в Туркестане.И в тот же день, 1-го декабря 1901 года состоялось Высочайшее Государево повеление. 1) «Установить на будущее время к исполнению правило, чтобы в казармах Военного Ведомства, как существующих, так и возводимых вновь распоряжением и на средства этого ведомства, православная церковь, в виде отдельного здания, была непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штатам коих положены церковные причты, и 2) руководствоваться при постройке войсковых церквей Высочайше одобренным проектом таковой церкви и табелью внутренних размеров войсковых церквей, выработанными Высочайше учрежденной упомянутой выше комиссией». Приказ по Военному ведомству от 23 января 1902 года за №32.

04

Названный тип образцовой церкви был впервые осуществлён при постройке храма 148-го пехотного Каспийского полка на окраине Н.-Петергофа, рядом с вокзалом, которая обошлась в 49.000 рублей. Церковь была заложена Государем Императором Николаем Александровичем 30 июня 1901 года и освящена Протопресвитером военного и морского духовенства – А.А.Желобовским в присутствии ИХ Величеств 5 июня 1903 года. Эта церковь посвящена была памяти Святой Великомученицы Анастасии в ознаменование рождения ЕЁ Высочества — княжны Анастасии Николаевны. В 1902 году проект Ф.М. Вержбицкого попадает в Ташкент, в ведение инженерной дистанции.В Российской империи существовала традиция посвящать строящиеся храмы в честь святых, чьи имена носили члены Императорской семьи, или особых дат связанных с ними. Основываясь на этой традиции, новый собор в городе Самарканде решено было посвятить Свт. Алексию Митрополиту Московскому, так как в июле 1904 года в семье Государя Императора произошло радостное событие- рождение долгожданного наследника – ЦЕСАРЕВИЧА Алексия.По типу образцовых воинских церквей по всей Российской империи было построено более 65 храмов и 7 из них были выстроены в Туркестане,и каждый из них имел свои своеобразные черты, хотя и был предназначен для казенного военного ведомства. Планы Алексея Николаевича Куропаткина претворялись в жизнь. Первым в Туркестане был построен храм в городе Термезе (1905 г.), после него в Верном (1906 г.), и в Керки, затем в Скобелеве (Фергана 1907 г.), далее в Кушке (1908 г.), и в Чарджуе (1910 г.). Самаркандский Алексиевский собор оказался в этом списке последним, по времени постройки.При строительстве этих храмов, местным исполнителям предоставлялась определённая свобода действий, в зависимости от конкретных условий. В разных городах империи осуществлялась, вероятно, привязка этого проекта местными инженерами и архитекторами каждой группировки войск.И каждый полк в итоге мог гордиться своим, непохожим на другие, храмом.По этому — же принципу осуществлялась постройка собора Свт. Алексия Митрополита Московского в Самарканде. До недавнего времени этот храм был не только самым большим в Средней Азии, но ещё имевшим и свой индивидуальный облик. Во многих источниках об истории постройки Самаркандского собора Свт. Алексия допускается неточность, что архитектором собора является Ф.В.Смирнов, и даже на мемориальной доске написана та же самая фамилия. На самом деле автором изначального проекта был Ф.М. Вержбицкий. А военный инженер-строитель В.Ф.Смирнов, по всей видимости, адаптировал его проект, и внёс поправки. Сам Ф.В.Смирнов – выпускник Николаевской инженерной Академии Санкт-Петербурга 1901 года, закончивший её по 1-му разряду в звании капитана и за отличные успехи в науках был переведён в военные инженеры. После этого в 1902 году его переводят в Туркестан на должность обер-офицера Ташкентской инженерной дистанции. К 1913 году он дослужился до очень высокой должности — Делопроизводителя по строительной части окружного управления по квартирному довольствию войск Туркестанского В.О. в чине подполковника, а затем и полковника.В 1916 году его переводят служить из Ташкента в Семиреченский округ.

05

Руководителем строительства Алексиевского собора, по имеющимся сведениям, был назначен капитан ведомства Самаркандской инженерной дистанции — Виктор Андреевич Войцехович, тоже военный инженер-строитель. Окончив сначала военное училище, а затем Санкт-Петербургскую военную Академию с отличием, он прошёл в той же Академии ещё дополнительный курс обучения, получив звание военного инженера-строителя. Возглавляя постройку собора, В.А.Войцехович так же предложил сделать в храме полы из специальной высокопрочной плитки очень похожей на керамику.В материалах из отчёта Туркестанского военного ведомства для сборника Цитовича Г.А. «Храмы армии и флота» за 1913 год, даются сведения о военных Самаркандских храмах: «С 1910 года в городе Самарканде, рядом с полковой церковью строится новый величественный храм для всего военного Самаркандского гарнизона, стоимостью более 150.000 рублей, во имя Свт. митрополита Московского Алексия». То есть – новый собор строился рядом с церковью 12-го Туркестанского стрелкового полка. Эта была походная церковь при полку – в память «Вознесения Господня» размещавшаяся в одном из казарменных зданий военного гарнизона с 1903 года, и вмещающая до 300 человек.В ней служили священники – с 1903 по 1909 годы, Алексий Симеонович Райков, и с 1912 по 1914 годы, Григорий Михайлович Дьяконов.Точная дата окончания строительства Алексиевского собора нам не известна, но в справочном издании города Самарканда за 1914 год, в перечне действующих православных храмов он ещё не фигурирует.Собор во имя Свт. митрополита Московского Алексия строился на территории квартала, полностью занятого военным гарнизоном, на углу пересечения улиц Николаевской и Ростовцева.

06

 

Среди культовых построек того времени Собор святителя Алексия поражает своими размерами и строгостью форм. Церковь эта – зального типа, изнутри она решена в виде большого и высокого зала, без опор и колонн, что создаёт впечатление простора и величия. Глубокий и большой алтарь и очень высокий купол. С северной и южной сторон алтаря находится по одному вспомогательному помещению, пономарка и ризница. С западной стороны собора находится главный вход, по бокам которого тоже находятся два небольших помещения (сейчас там располагается воскресная школа и кухня). Через кухню проходит лестница, ведущая наверх, по ней можно попасть на хоры и на колокольню. Хоры очень просторные и способны вместить до 60 человек (певчих), акустика в соборе прекрасная. С западной стороны возвышается восьмигранником колокольня и над нею шатёр с луковичным куполом, отличающийся стройностью и гармоничными пропорциями. Восточный фасад лаконичен и суров. Восьмигранный барабан над алтарём покрыт сомкнутым сводом, окаймлённым снаружи двумя рядами декоративных кокошников и увенчанный небольшой луковичной главкой на круглой, тонкой шейке. Гладь стен оживлена только плоскими лопатками и узкими высокими оконными проёмами типа амбразур и глухими плоскими арками. В тоже время боковые фасады более нарядны. Сдвоенные высокие арочные окна с килевидными архивольтами объединяются резными декоративными полуколоннами. По центру южного, северного и западного фасадов стоит по объёмному крыльцу,которые покрыты скатной крышей, опирающейся на круглые витые колонны. Резные деревянные полотенца придают живой и нарядный характер крыльцу. Алексиевский собор создан в формах неорусской архитектуры, но значительно проще и лаконичнее. В нём нет того обилия и перегруженности формами и деталями, которые встречаются в других церквях. Отдельно следует сказать о покрытии полов. Полы покрыты цветной плиткой сделанной по особой технологии. Цементные квадратные плитки заливались сверху специальной цветной каменной жидкой массой. Они сохранились до наших дней. Качество работ изумительное, и напоминает керамику. Сейчас они находятся не в лучшем состоянии, но учитывая то, что пришлось пережить храму за прошедшие годы, и то, как его нещадно использовали не по назначению, вообще чудо, что они сохранились.На строительство здания собора ушло несколько лет. Изначально собор святителя Алексия предназначался для квартировавшего в городе Самарканде 5-го Туркестанского стрелкового полка, но пока он строился, ситуация изменилась.
Письмо:

В день освящения собора во имя Святителя Алексия, Московского Чудотворца.

Генерал от инфантерии -Курганович.

Начальник Самаркандского гарнизона. 2-го октября 1916 года г. Самарканд.

Благочинному Ташкентских Военно-неподвижных церквей — Протоиерею А.Маллицкому:

«Вся переписка по постройке Алексиевской военной церкви велась по вашим указаниям и при посредстве Вашего Высокопреподобия».

Письмо от 4-го января 1917 года от Начальника штаба Туркестанского Военного Округа:

«Ваше Высокопреподобие о. Протопресвитер Георгий Иоаннович (Щавельский) В городе Самарканде, с вашего разрешения, освящена 2-го октября 1916 года вновь построенная на средства Туркестанского окружного управления, по квартирному довольствию войск, церковь во имя Святителя Алексия, Московского Чудотворца, принятая с ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения, под высокое покровительство ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА — НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ НИКОЛАЕВИЧА. С начала постройки эта церковь предназначена была для квартирующего в городе Самарканде 5-го Туркестанского стрелкового полка с тем, чтобы она служила и гарнизонным собором, в котором могли бы совершаться торжественные богослужения в великие праздники и Царские дни, с парадами войск всего Самаркандского гарнизона. О таковом предположении было сообщено Вашему Высокопреподобию в письме Командующего войсками округа от 30-го января 1914 года за № 1582. Испрашиваю согласия Вашего на передачу вновь построенной Алексиевской церкви 5-му Туркестанскому стрелковому полку по возвращении его с театра военных действий, а Георгиевскую церковь названного полка – 12-му Туркестанскому стрелковому полку, так как имеющаяся у этого полка церковь помещается в казармах с земляною крышею и пришла в полную ветхость. В настоящее время, вновь построенная -Алексиевская церковь, временно передана в 731-ю Саратовскую дружину, квартирующую в городе Самарканде, и обслуживается священником Епархиального ведомства, назначенным Его Преосвященством Епископом Туркестанским и Ташкентским — Архиепископом Иннокентием (Пустынским), а Георгиевская церковь 5-го Туркестанского стрелкового полка, по ходатайству господина Военного Губернатора Самаркандской области, с разрешения Командующего Войсками Округа, передана временно, до окончания войны в Епархиальное ведомство для обслуживания гражданского населения города Самарканда. Испрашиваю Архипастырского благословения Вашего, поручаю себя молитвам Вашего Высокопреподобия».

В сентябре 1916 года, последний генерал-губернатор Туркестана – Алексей Николаевич Куропаткин, посещает Самарканд, во время объезда города он заходит в Алексиевский собор и даёт указание освятить его. Спустя 25 дней после его посещения, освящение собора состоялось. Письмо от 28-го июня 1917 года. Протопресвитеру военного и морского духовенства – Г.И.Щавельскому от Командующего войсками Туркестанского военного округа:«О предполагаемой передаче новой Алексиевской церкви по окончании постройки 5-му Туркестанскому стрелковому полку были осведомлены и Вы в письме бывшего Командира войсками генерала Самсонова от 30-го января 1914-го года за № 1582. После освящения Алексиевской церкви по приказанию бывшего Командующего войсками Генерала Куропаткина, Начальник окружного штаба в письме от4-го января 1917-го года за № 482 входил с ходатайством к Вашему Высокопреподобию о передаче вновь построенной и освященной Алексиевской церкви 5-му Туркестанскому стрелковому полку, по возвращении его с театра военных действий. Как мне известно, начальник Самаркандского гарнизона в отношении на Ваше имя от 13-го января 1917-го года за № 106 ходатайствовал, помимо моего на то согласия, об открытии отдельного штата причта при Алексиевской- города Самарканда церкви, с наименованием её гарнизонной, и о выдаче в эту церковь всех церковных книг для ведения церковной отчетности, а так же и о выдаче разрешения на изготовление церковной печати. Ни на чем не обоснованное ходатайство Начальника гарнизона побуждает меня вновь подтвердить перед Вашим Высокопреподобием возбужденное ходатайство, о передаче Алексиевской церкви 5-му Туркестанскому стрелковому полку по возвращении его с театра военных действий». Ещё с 1914-го года этот полк был откомандирован из города Самарканда для участия в театре военных действий Первой Мировой Войны. За время отсутствия 5-го Туркестанского стрелкового полка, в Самарканде было закончено строительство собора, совершилось его освящение, и собор стал действующим.А через четыре месяца с небольшим, в России произошла Февральская революция.Весной было обнародовано известие, что 2 марта 1917 года Российсиий Государь Император -Николай Второй подписал отречение от власти за себя и своего сына — наследника Алексия. Судя по сохранившимся архивным данным, принадлежность собора Святителя Алексия продолжала решаться после этих событий. Далее последовал Октябрьский переворот и Гражданская война.Собор Свт. Алексия Митрополита Московского оказался последней до революциснной церковной постройкой в городе Самарканде. Обстановка в Туркестане стала резко меняться. 22 июля 1916 года Туркестанским генерал-губернатором был назначен А.Н. Куропаткин. Для наведения порядка в крае он объезжает весь Туркестанский край.Тогда он записывает в своём дневнике что везде царит дух анархии и беспорядка. К январю 1917 ему удалось довольно быстро справиться с поставленой задачей и успокоить местное население, но уже в феврале произошла революция. 31 марта того же года Совет рабочих и солдатских депутатов города Ташкента отстранил его от власти и поместил под домашний арест. 7 апреля А.Н. Куропаткин покинул Туркестан навсегда. Что интересно, карьера этого незаурядного человека , когда то успешно началась, и теперь завершилась в Туркестанском крае. А в январе 1918 года, приказом Народного Комиссариата, всех военных священников уволили из армии, упразднив тем самым военное духовенство.17 июля 1918 года, все члены Царской Семьи были убиты, в том числе и 14 — летний ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСИЙ НИКОЛАЕВИЧ – Попечитель Самаркандского Алексиевского собора. Спустя годы, они всей семьёй были прославлены в лике Святых страстотерпцев, в Соборе новомученников Российских, на Архиерейском Соборе 2000 года.

07

 

 

Алексиевский собор разделил участь большинства храмов построенных до революции 1917 года. 27 марта 1929 года, на заседании Президиума Самаркандского Горсовета, по протоколу зачитывалось ходатайство о передаче Алексиевского собора, или польского костёла под дом физкультуры. А 16 февраля 1930 года, по ходатайству рабочих типографии №3, ЦИК Узб. ССР подтвердил решение Президиума Сам. Горсовета, о закрытии Алексиевского собора.Горместхозу было поручено; срочно снять все колокола с церквей города Самарканда и создать комиссию для немедленного закрытия Алексиевскогособора и составления описи на его имущество.После его закрытия здание собора было превращено в танцевальную площадку, потом в столовую, потом спортзал, в 70-еклуб воинской части, склад…. В августе 1980-го года Авиационный полк покидал стены гарнизона. В течение недели солдаты грузовиками вывозили имущество полка на вокзал, где стоял эшелон.Вывозили всё что могли, даже выкапывали кусты роз.Во время вывода воинской части, последний начальник клуба, вывез в неизвестном направлении старинное, красивое паникадило (центральная люстра),приблизительно тогда же пропали и настенные канделябры.
Отцу Виктору – первому старосте, а в дальнейшем и первому настоятелю возвращённого собора св. Алексия, митрополита Московского одна из старушек поведала, что — будучи ещё ребёнком, ей пришлось быть свидетельницей печальных событий из жизни храма.

08

 

Она рассказала, что большими канатами, привязанными к трактору, сваливали купола с крестами…. Как выносили во двор иконы и складывали их в кучу, и потом подожгли. Собралась толпа народу, люди молились…. Некоторые из православных, вопреки обстоятельствам,успели спасти небольшое количество икон, и прятали их потом в своих домах. Впоследствии несколько икон оказались в церкви Покрова Божией Матери и в подвалах-запасниках Самаркандского музея истории и культуры, что раньше был на Регистане. Одна из старых, спасённых икон спустя 60 с лишним лет вернулась в собор-икона Спасителя итальянского письма. Образ Иисуса Христа написан на золотом фоне, Он восседает в царской одежде с короной на голове, левой рукой опираясь на державу, Спаситель держит скипетр, а правой рукой благословляет нас.

01

…Продолжение во второй части.

Просмотры (1193)